Измерение сопротивления изоляции ЩПТ
1. Введение.
2. Теория.
3. Блок-схема.
4. Метал.
5. Софт.
6. Настройка.
7. Итого.
Это страничка расскажет о моём небольшом
хобитском проекте. Существует несколько
методов измерения сопротивления изоляции
шин постоянного тока (далее ЩПТ), и ничего
революционного я не привнесу. Метод
лаколизован для напряжения 220-240В (180-260В)
Он не претендует готовое отточенное
изделее скорее это учёбьно тренировочный
полигон, однако приносящий пользу.
Отдельные благодарности: Бесарабу
Валентину Федоровичу, Сергею Блощиненко и
Сергею Якореву.
Фото макета.
Существует несколько распространенных
методов измерения сопротивления изоляции
ЩПТ:
- Метод наложения сигналов переменного тока
малой частоты порядка 1 - 10 Гц.
- Метод компенсации постоянной
составляющей напряжения фазы относительно
земли.
- Метод наложения сигналов постоянного
двухполярного тока.
- Метод наложения сигналов постоянного
однополярного двухступенчатого тока.
Метод примененный в данном
проекте:
На рисунке 1 приведена принципиальная схема
измерения сопротивления изоляции.
Рис. 1 Принципиальная схема.
Rиз1 и Rиз2 - искомые
сопротивления изоляции, на каждой из линий
относительно земли;
Rд1 и Rд2 -
измерительные сопротивления для
определения силы тока в плече;
K1 и K2 - коммутационные ключи.
Программа измерения:
1. Измеряем напряжение между шинами(+/-), принимаем его как E0;
2. Замыкаем ключ К1 и измеряем падение напряжения на Rд1;
3. Замыкаем ключ К2 (К1 возвращён)и измеряем падение напряжения на Rд2;
4. Рассчитываем общее сопротивление изоляции по формуле 1
(1) |
Для опыт обычно измерительные
сопротивления принимаются равными, поэтому
в формуле они заменены на Rд.
5. Определяется взаимная электрическая
удалённость точки земли от шин по отношению
напряжений U1 и U2.
Для реализации данного измерения используется модель на базе промышленного микроконтроллера ее блок-схема приведена на рисунке 2.
ЦПУ | ||||||
ШИНА ДАННЫХ | ||||||
FLASH Память программ |
RAM Память данных |
ADC Аналого-цифровой преобразователь 10bit |
PORT 1 Регистр-защёлка 8 бит |
PORT 2 Регистр-защёлка 8 бит |
PORT 3 Регистр-защёлка 8 бит |
USART Последовательный приёмо-передатчик |
Рис. 2 Блок-схема.
Присутствие памяти программ и данных не требует комментариев. ADC(АЦП) необходим для замеров напряжения соответственно алгоритму. Порты 1 и 2 используются для индикации результатов на семисегментных индикаторах, катоды и аноды соответственно. Порт 3 необходим для выхода во внешний мир (телемеханика и т.д.) для индикации критических параметров: падение напряжения на шинах и низкое значение сопротивления изоляции. USART необходим для вывода данных в систему телеизмерений.
Устройство выполнено на базе
микроконтроллера фирмы MicroChip - 16F877.
Основными аргументами при выборе
контроллера явились: доступная цена,
надёжность, доступность информации и
программаторов, набор необходимых
интегрированных модулей.
Все устройство я разбил на три модуля: блок
питания +5 и +14 В, коммутационный блок,
центральный блок. Межблочная схема
приведена на рисунке 3:
Линии связи Ах это аналоговые каналы служат для измерения трёх основных параметров по методике, электрические сигналы приведены к стандарту 0 - +5В. Линии Rх это управления коммутационными реле.
Блок питания: понятны причины почему он выделен в отдельный юнит, т.к. для того чтобы получить максимальнцю мобильность нам необходимо напитываться с самих же шин постоянного тока что требует импульсного блока питания. Я использовал первый попавшийся имевший два напряжения +5 и +14В, рассчитывать новый ИБП для данного случая пока неимел смысла. Двойное питание необходимо т.к. коммутационные реле работают более высоком напряжении чем контроллер.
Коммутационный модуль: служит
для коммутации и преобразования к
стандартизованному виду аналоговых
сигналов для передачи их АЦП. Принципиальная
и монтажная схемы здесь: comm.sch.gif, comm.sch,
comm.pcb.gif, comm_2.pcb.gif,
comm.pcb. Для
данного модуля в комментариях нуждается
работа реле. Как видно из схемы в нормальном
режиме подключен канал измерения
напряжения на шинах. Ноль АЦП подключена к
шине '-', измерительный канал через резистивный
делитель к шине '+'.
- Для выполнения шага 2 из методике
подключаются реле 1. При этом оно отключает
от АЦП канал измерения U шин контактами 1D,
подключает измерительную цепь "шина '-' -
земля" контактами 1B, и подключает эту
цепь к АЦП контактами 1С. Ноль АЦП
подключена к шине '-', измерительный канал
через резистивный делитель к 'земле'.
- Для выполнения шага 3 реле 1 отключается, а
реле 2 подключается. При этом оно подключает
измерительную цепь "шина '+' - земля"
контактами 2B, и подключает эту цепь к АЦП
контактами 2С. И тут один момент - необходимо
перебросить ноль АЦП с шины '-' на 'землю', но случае
если шина '+' пробила на землю, то произойдет переброс 240 вольт постоянки, что
потенциально опасно для АЦП (емкостные токи)
и перебросом дуги через контакты реле, для
предотвращения этого переброс происходит в
два этапа: сначала R3 отключает от '-' и
отключает цепь измерения U шин от АЦП
потом R4 подключает на 'землю'.
Реле применены типа РЭС 22 (какие были под рукой :)
), питание реле разведено на плате, а
контактные линии навесом по
этой схеме.
Чего то обленился дальше давать описание, поэтому пока в кратце. Будут вопросы расскажу . . .
Центральный модуль: Принципиальная и монтажная схемы здесь: main.sch.gif, main.sch, main.pcb.gif, main_2.pcb.gif, main.pcb.
Архив с исподниками лежит здесь.
Вся настройка сводиться к тому чтобы без установленного процессора подобрать подстроенными резисторами делители напряжения. Далее провести более точную настройку опытным путем включая известное сопротивление поочередно в одно плечё.
Итого получили устройство пригодное к промышленной эксплуатации. Пути развития - остался не задействованным последовательный порт, и не реализована функция самописца (часы + EEPROM). Ну а там как фантазия пойдёт . . .